28 октября 1937 года Совнарком СССР принял постановление № 1952-343 о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали через населенные пункты Коноша – Вельск – Котлас – Княжпогост – Чибью – Кожва – Воркута.
В связи с актуализацией накануне Великой Отечественной войны проблемы транспортировки сырья (каменный уголь, нефть, лесоматериалы и пр.) из районов Европейского Севера (Коми АССР, Архангельская область) в центральные регионы страны потребовалось ускорение строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали (Коноша-Котлас- Воркута). Поэтому в 1940 г. ее строительство было возложено на наркомат внутренних дел, который для строительства дороги организовал три железнодорожных лагеря, в том числе Северо-Двинский ИТЛ (Севдвинлаг). Он был создан 25 сентября 1940 г. для строительства участка дороги Коноша–Котлас и расформирован 4 сентября 1946 года.
Его управление разместилось в г. Вельск.