Преображенское содружество малых православных братств

Главная > Карта памяти > Котлас. Мост через Малую Северную Двину

Места

Лагерь

Место расстрелов

Место захоронений

Памятник

Музей

Тюрьма

Котлас. Мост через Малую Северную Двину

Железнодорожная линия Котлас - Воркута Северо-Печорской магистрали строилась в 1937 - 1942 годах, и была одной из самых страшных строек ГУЛАГа. Мост через Малую Северную Двину по документам военного времени проходил под № 10 и был самым протяженным мостом Северо-Западной части СССР. Длина его 946 метров, высота 18 метров. Для освоения топливно-энергетической базы северо-восточного региона Европейского Севера России строительство железной дороги Коноша - Котлас - Воркута началось ещё в 1937 году. Война ускорила этот процесс. Армия отступала, страна лишилась части территорий, где добывался уголь, выплавлялся металл, изготовлялись сложные металлические конструкции. Чтобы снабжать фронт техникой, срочно нужны были печорский уголь, лес, ухтинская нефть. Строительство дороги шло невиданными темпами. 28 декабря 1941 года закончилась укладка железнодорожного пути, и открылось рабочее движение поездов по всей дороге Котлас - Воркута. Пропуск поездов в районе Котласа сдерживало отсутствие моста через реку Малую Северную Двину.

Читать далее Подробнее

Свидетельства

«Собирать кости не страшно, страшно ходить по ним...»

История заключенных - строителей железнодорожного моста через Малую Северную Двину

Введение

Жизнь полна несуразностей. К такому выводу пришли мы, подростки начала XXI века, активисты музея «Макариха» в родной 17-й школе. История, которую мы здесь расскажем, своим появлением на свет обязана чудовищным событиям, происшедшим в мае-июне 2005 года в нашем провинциальном го­роде Котласе, что находится на европейском севере Российской Федерации. Произошла эта история на соседней улице.

Николай Кавалеров, корреспондент газеты «Московский комсомолец-Север» писал: «В последний майский вечер прохожие, жители близлежащих домов, да и просто зеваки могли наблюдать странную, если не сказать, жуткую картину. Во дворе на улице Ленина пожилая женщина, аккуратно, постелив бе­лую наволочку, выкладывала из нее человеческие кости.— Это рёберная, это ключица, — приговаривала она, указывая перстом кор­респонденту на странные находки» [4].

Читать далее Подробнее

Публикации

Памятники заключенным и трудармейцам - строителям моста.

Работавшие заключенные и трудармейцы получали очень скудное питание, и по качеству, и по количеству. Теплой одеждой и обувью они тоже не обеспечивались, о безопасности труда никто не заботился. Усталые люди обрывались с моста и тонули или разбивались о лед. Умирали от истощения, от рабского непосильного труда, от эпидемий и болезней, так как медицинское обслуживание было на минимальном уровне, лекарств не было. Люди умирали в большом количестве. В зимнее время умерших строителей хоронили без гробов, голыми в больших могилах. Порою не хоронили вовсе. Кладбища были по обе стороны реки. Количество погибших исчисляется тысячами. Точная цифра погибших строителей моста не установлена по сей день. Историки и краеведы по этому поводу ведут дискуссию. Места захоронения заключенных военного времени не имели никаких памятных знаков, использовались как сенокосы, выпас для скота, некоторые из них располагались в пойменной, затопляемой местности, поэтому часть их была просто смыта весенним половодьем. От захоронений того времени на левом берегу почти не осталось следа.

На правом берегу сейчас на месте захоронений стоят цеха деревообрабатывающего комбината. Часть умерших строителей моста хоронили на кладбище Заовражья, где в настоящее время установлена памятная плита. Только в конце ХХ века на месте захоронений стали появляться памятные знаки. За последнее десятилетие на территории Котласа и Котласского района установлено несколько таких памятников.

Читать далее Подробнее

Приглашение к диалогу

Дорогие друзья, мы приглашаем вас продлить живую нить памяти, включившись в наш интерактивный проект "Карта памяти". Если вам довелось посетить это памятное место, если вас затронула какая-то из наших публикаций, если у вас есть новые фотографии, вы можете поместить ваши впечатления, размышления, свидетельства в этом разделе.

Связаться с нами можно через раздел контакты.

Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: