Это место – бывшая дача наркома внутренних дел ОГПУ Г.Г. Ягоды, переданная в распоряжение ОГПУ и ставшая одним из самых страшных мест в истории России ХХ века — спецобъект НКВД «Коммунарка». Здесь расстреливали мало, сюда привозили уже убитых на захоронение. В отличие от Бутова, в «Коммунарке» лежат в основном те, кто составлял элиту народа — военные, дипломаты, экономисты, политики, врачи, писатели, государственные деятели… Точное число захороненных пока неизвестно, по оценкам самих чекистов, 10—15 тысяч человек…
Сейчас вся территория бывшего спецобъекта НКВД «Коммунарка» передана Русской православной церкви, здесь разместилось подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря, каждый день совершается литургия. С литургии в храме, освященном во имя Новомучеников и Исповедников Российских, подворья монастыря, началось 12 июля — в день первоверховных апостолов Петра и Павла — паломничество Свято-Георгиевского братства.
По окончании службы нас пригласили на чай с пирогами, испеченными прихожанами храма, их немного, в основном это жители поселка «Коммунарка» — такая традиция здесь каждое воскресенье. Затем по нашей просьбе настоятель храма о. Стефан предоставил нам провожатого по «Коммунарке» — послушника Александра, с которым мы общались более 1,5 часов.
Почти вся территория «Коммунарки» — около 20 гектаров — заросла густым лесом, и теперь можно лишь приблизительно понимать, где были те самые рвы, в которых хоронили убитых. Очень возможно, что и лес этот появился не сам собой — его посадили на рвах сами чекисты, чтобы скрыть следы преступлений (позже об этом же нам рассказывали в Катыни).
«Коммунарка» заставила нас задуматься над непростыми вопросами: правильно ли называть местный храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, зная, что многие, если не большинство здесь захороненных, были не только атеистами, но и богоборцами? Как принять то, что в этих рвах лежат рядом убитые и их убийцы?
У послушника Александра на это ответ такой: человек перед лицом смерти, подобно евангельскому благоразумному разбойнику, может покаяться, хотя бы и в последний миг, и его личная участь перед Богом может быть изменена. Наверное, это так… Но если рассматривать лишь аспект личных отношений Бога и человека, то как может идти речь о покаянии народа за преступления советского режима, об адекватной духовной, социальной и политической оценке тех событий в нашей истории, которые привели к появлению Коммунарки, Бутова, Медного, Катыни и других подобных мест? И тогда стоит ли удивляться появлению Сталина на иконах, желанию «сильной руки» в российском народе, выдвижению во власть представителей тех самых силовых структур, которые несут прямую ответственность за осуществление репрессий? Если «дело церкви — только молиться», как сказал нам Александр, то не станет ли похожа такая церковь на плакальщицу по убиенным, не станем ли мы такими, о которых сказано в Евангелии: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк 11, 47-48)?
… Когда Александр узнал, что здесь лежит мой прадед — Валериан Валерианович Оболенский (Осинский), известный экономист, первый председатель ВСНХ, замнаркома земледелия, организатор службы статистики в Советской России, полпред в Швеции, организатор ГАЗа, создатель и первый редактор журнала «За рулем», театральный критик и т.д., — то сказал мне: «Вы — наш человек. Не знаю, как Ваши друзья, но Вы обязательно будете приезжать сюда». Меня при этом снова резануло ощущение какого-то несоответствия этих слов и моих ощущений: возможно ли разделить, растащить на части общую беду и боль, можно ли приходить на это место как на обычное кладбище, где есть «свои» могилы и «чужие»? Я подумал, что одному мне здесь нечего делать, что приезжать сюда нужно только общиной или братством, и был рад, что мы решили еще раз побывать здесь, расширяя общение с теми, кто здесь живет, трудится и молится…
Сергей Чусов
Свято-Георгиевское малое православное братство
2009 г.