Поездка была насыщена общением с людьми: мы брали интервью, провели встречу памяти жертв репрессий, явившуюся, на мой взгляд, одним из ключевых событий поездки. Для меня очень важным оказалось участие в интервьюировании. Когда мы размышляли над тем, какие вопросы задавать, было предложение спрашивать не только об отношении к репрессиям XX века и памяти о них, но также, в контексте нашего времени, о смертной казни в нашей стране и об отмене моратория.
К своему стыду, я до этого не интересовалась проблемой смертной казни и сначала не могла понять, как тема сталинских репрессий соотносится с темой смертной казни, и зачем этот вопрос нужен в интервью. Но разговоры, диалоги, которые мы провели, совершенно изменили мою точку зрения на проблему смертной казни. Мне стало понятно, что причина многих проблем нашего времени кроется в отсутствии исторической памяти о недавнем прошлом XX века. Нужно осмысление этого прошлого, каким бы горьким оно ни было. Потому что в нашей стране, где произошло столько убийств, снова голосовать за смерть уже не хочется — слишком много крови пролито.
Ещё одно сильное впечатление было от лодочного похода по сети озёр на Секирную гору. Эту поездку совершал с нами Пётр Михайлович Леонов, удивительный человек, живущий на Соловках. Он рассказывал нам об истории островов, о Секирной горе — сопровождал нас на протяжении всего дня похода.
Эти места очень красивые, тихие, природа как будто не тронута человеком. Мы плыли по озёрам, неумело проплывая узкие каналы. Вода в озёрах очень чистая, из некоторых можно пить, прямо черпая кружкой. Природа северная удивительная. И тем страшнее и нелепее на фоне этой красоты то, что происходило здесь… Действительно, как сказал Олег Волков, два раза побывавший в заключении на Соловках, прошедший 27 лет ссылок и лагерей, «сюда можно ехать, только совершая паломничество».
Это общее для меня впечатление от Соловецких островов: с одной стороны, удивительная красота природы, надёжность Соловецкого Кремля, сама история монастыря, его строительства, труд паломников, молитва монахов, с другой — СЛОН, УСЛОН, ГУЛАГ, истребление интеллигенции и духовенства, убийство людей в немыслимых масштабах. Понимаешь, насколько человек духовно пал, насколько он отошёл от Бога, что вместо того, чтобы управлять Землёю, он своевольно распоряжается ею, проявляет непослушание Богу. И неужели мы имеем право пройти мимо этого недавнего опыта жизни, опыта Церкви, просто забыть?..
Как же сохранить историческую память? Как преодолеть «ненавистную рознь мира сего», которая мешает нам помнить даже о своих недавних предках? Можно поставить обелиски, памятники, даже кресты памяти убиенных. Но нужно крест в сердце своём нести, постоянно помнить о том, какой ценой куплена та радость общения, которая нам была дарована и в этом паломничестве, и во всей нашей жизни. Когда начинаешь задумываться о том, как жили люди, попавшие в лагеря, о том, что они были лишены возможности даже молиться церковно, понимаешь, что наше время — счастливое время, ведь то, о чём только говорили новомученики, у нас есть возможность воплощать и созидать.
Юля Штонда
Молодежный круг ПСМБ
2009 г.