Почему при не столь большом расстоянии между ними так далеко разошлись они во времени? Почему так запущен и не ухожен этот уголок Донецка, ставший местом упокоения для десятков тысяч советских людей, репрессированных в 30-е годы и в начале 40-х? Почему жители близлежащих мест могут спокойно пойти на пикник в столь неподходящее место и оставить после себя пустые бутылки, упаковку и т.п. там, где похоронены жертвы НКВД?
Тысячи имен польских генералов и офицеров и тысячи имен репрессированных в довоенное время советских граждан на двух монументах в мемориале «Пятихатки» в Харькове. Лаконичная надпись на памятнике жертвам репрессий, отсутствие имен и мерзость запустения на том месте, которое должно было быть бережно оберегаемым и чтимым для жителей Донецка.
Что за граница пролегает между этими двумя точками на карте Украины — между Рутченковом полем и Пятихатками? Или же, повернись машина уничтожения пленных поляков в 1940 году не в сторону Харькова, а в сторону Донецка, именно Рутченкову полю выпала бы та же судьба, что и Пятихаткам?
Конечно, история не терпит сослагательного наклонения. Тем более, когда речь идет о трагедии такого масштаба, как преступления советского режима в ХХ в. Тем не менее, вопрос этот не праздный. Именно поэтому так важна инициатива по собиранию людей для вхождения в воспоминание о произошедшей трагедии, для собирания свидетельств о событиях 30-х годов, для подготовки книг памяти жертв репрессий.
Особенно важна при этом роль Церкви и народа Божьего в собирании памяти о жертвах советских беззаконий. Поэтому состоявшееся на Рутченковом поле 26-го сентября 2010 г. беседа и панихида в память о жертвах тоталитарного советского государства открывает принципиально новый период в истории Донецкой епархии и истории города. Участие в панихиде о. Евгения Пейкова и нескольких мирян из Донецка дает надежду, что инициатива паломников из Москвы, уже второй год подряд приезжающих на это место для совершения панихиды и проведения уборки, не останется без отклика, поддержки и преемства.
Вечная память жертвам советских репрессий, нашедших свое последнее пристанище на Рутченковом поле в Донецке.
Вячеслав Зыков
Благовещенское малое православное братство
2010 г.