Мы знали, что в Котласе в 1930-е гг. был пересыльный пункт. Раскулаченных со всей страны присылали в этот город, а затем распределяли по северным лагерям, до которых нужно было еще добраться. Но время от прибытия в Котлас до отправки к месту назначения растягивалось на неопределенный срок: от нескольких недель до нескольких месяцев.
Больше всего страдали те, кого присылали зимой и помещали в огромные замерзшие бараки, отапливаемые только двумя маленькими печурками. Чтобы согреть на такой печурке воду, приходилось стоять многочасовую очередь. А зимы на севере длятся очень долго… Реки покрыты льдом и дальнейший путь невозможен. Люди замерзали, умирали от голода и заразных болезней. В первую очередь погибали старики и дети.
Сейчас в районе Котласа, называемом Макарихой, есть парк. Ведущая через него тропинка соединяет две части города. Очень удобно, сократив путь, пробежаться по лесу, выкинув по дороге ненужную пачку сигарет. Мало кого смущает, что это кладбище. Людей, погибших на пересылке Макариха, зарывали здесь в братских могилах. Выжившие отдавали последние сохранившиеся вещи, чтобы предать земле своих близких, но поставить крест на могиле уже не могли. Это кладбище послужило и в войну. Местные жители хоронили своих родных прямо на братских могилах.
Слушать рассказ Милитины Владимировны Клапиюк о пересылке Макариха было тяжело, почти невыносимо. Но еще тяжелее знать, что люди с легкостью забывают об этом. Человеческая память избирательна, она вытесняет все мучительное и тяжелое.
Наша паломническая группа послужила литию у поклонного креста. Мы пели «Вечную память», понимая, что только в Боге память о нашем прошлом может быть преображена. У Господа нет мертвых. Он воскрес, победив смерть Своею любовью. А значит и те, кто лежат в этих безымянных могилах, живы в вечной Божьей памяти. Вопрос только в том, как нам самим быть свидетелями и причастниками этой воскрешающей силы Божьей любви.
Нина Спирина
Свято-Петровское малое православное братство
Июль 2011 г.