Преображенское содружество малых православных братств

Тамбовская голгофа. Интервью с проректором Тамбовской Духовной семинарии, кандидатом исторических наук иереем Виктором Лисюниным

Участники восстания (очевидно, фото сделаны после ареста ЧК)

Участники восстания (очевидно, фото сделаны после ареста ЧК)

Памятник Зое Космодемьянской

Памятник Зое Космодемьянской

Памятник Сергею Рахманинову

Памятник Сергею Рахманинову

- О. Виктор, нас привел на Тамбовскую землю интерес к крестьянскому восстанию 1920 -21 гг. под предводительством Александра Антонова. Скажите, пожалуйста, как относятся местные жители, верующие и неверующие, к памяти об этом восстании?

О. Виктор Лисюнин: Конечно, сказать, кто прав, кто виноват, очень сложно. Истина находится где-то посередине, потому что братоубийство в любом случае ожесточает и бросает тень греха на всех участников братоубийства. Церковь старалась быть примирителем. Накануне революции в России священник играл существенную роль в жизни страны, будучи не только служителем Церкви, но и просветителем. Этому способствовала и система Церковно-приходских школ, которая была организована в 80-е годы XIX века. При этом священнослужителям была поручена регистрация в приходских метрических книгах рождения и смерти людей, их семейного положения. Приходилось организовывать в приходах медпункты, общества трезвости и пр. Но, к сожалению, из-за такой большой загруженности священнослужителей, особой государственной опеки, которая не позволяла Церкви иметь свободу действий, и из-за нерешенности накопившихся за десятилетия многих социальных вопросов катастрофа гражданской войны стала неизбежной.

Весь текст здесь

Тамбовская губерния - это черноземный край, сельскохозяйственный регион с соответствующим менталитетом местного населения землепашцев крестьян - «христиан», созидателей своего Богом спасаемого края. Края, спасаемого молитвами святых угодников Божиих, земли, где много раз через чудотворные иконы и веру людей приходило спасение от засух, пожаров и различных эпидемий. Чего стоит упоминание о ежегодном крестном ходе по Тамбовской епархии с Вышинской иконой Божией Матери, когда люди явно видели Божье заступничество перед лицом страшных природных стихий и смертоносных болезней.

С приходом новой власти этот мир благочестия и веры стал рушиться, стали подмываться фундаментальные основы миропонимания. Тамбовский мужик встал на защиту своей земли. Восстание имело свою социальную базу именно в крестьянской среде. Но героизация тех, кто восстал, недопустима, потому что они тоже убивали. В одной семье могли быть и верующие, и те, кто поддерживал старое понимание мироустройства, и те, кто стал комсомольцем. Но когда начинались расправы с той или с другой стороны, то могли потребовать: у кого в семье комсомолец (или член банды), выводи одного, расстреливаем. Или каждого десятого из села расстреливали. Я думаю, что героями можно назвать, прежде всего, верующих людей, которые пытались примирить враждующих. У меня так пострадал прадед, Тихон Семенович Елагин, в с. Воронцовка Знаменского р-на. Его зарубили. Были такие случаи, когда и священники страдали, которые пытались отстоять односельчан. Таким образом пострадал отец советского писателя Николая Вирты - священник Евгений Карельский, которого расстреляли весной 1921 г. в с. Большая Лазовка. Дедушка героя Советского Союза Зои Космодемьянской - священник Петр Косьмодемьянский - был зверски избит и утоплен за то, что заступился за сельчан, у которых отбирался хлеб. Если человек верующий, то он в любую эпоху будет мучеником, будет брать на себя, наверное, грехи общества и каким-то образом пытаться умиротворить, пытаться собой заслонить эту брешь.

Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: