- О. Виктор, нас привел на Тамбовскую землю интерес к крестьянскому восстанию 1920 -21 гг. под предводительством Александра Антонова. Скажите, пожалуйста, как относятся местные жители, верующие и неверующие, к памяти об этом восстании?
О. Виктор Лисюнин: Конечно, сказать, кто прав, кто виноват, очень сложно. Истина находится где-то посередине, потому что братоубийство в любом случае ожесточает и бросает тень греха на всех участников братоубийства. Церковь старалась быть примирителем. Накануне революции в России священник играл существенную роль в жизни страны, будучи не только служителем Церкви, но и просветителем. Этому способствовала и система Церковно-приходских школ, которая была организована в 80-е годы XIX века. При этом священнослужителям была поручена регистрация в приходских метрических книгах рождения и смерти людей, их семейного положения. Приходилось организовывать в приходах медпункты, общества трезвости и пр. Но, к сожалению, из-за такой большой загруженности священнослужителей, особой государственной опеки, которая не позволяла Церкви иметь свободу действий, и из-за нерешенности накопившихся за десятилетия многих социальных вопросов катастрофа гражданской войны стала неизбежной.
Весь текст здесь
Тамбовская губерния - это черноземный край, сельскохозяйственный регион с соответствующим менталитетом местного населения землепашцев крестьян - «христиан», созидателей своего Богом спасаемого края. Края, спасаемого молитвами святых угодников Божиих, земли, где много раз через чудотворные иконы и веру людей приходило спасение от засух, пожаров и различных эпидемий. Чего стоит упоминание о ежегодном крестном ходе по Тамбовской епархии с Вышинской иконой Божией Матери, когда люди явно видели Божье заступничество перед лицом страшных природных стихий и смертоносных болезней.
С приходом новой власти этот мир благочестия и веры стал рушиться, стали подмываться фундаментальные основы миропонимания. Тамбовский мужик встал на защиту своей земли. Восстание имело свою социальную базу именно в крестьянской среде. Но героизация тех, кто восстал, недопустима, потому что они тоже убивали. В одной семье могли быть и верующие, и те, кто поддерживал старое понимание мироустройства, и те, кто стал комсомольцем. Но когда начинались расправы с той или с другой стороны, то могли потребовать: у кого в семье комсомолец (или член банды), выводи одного, расстреливаем. Или каждого десятого из села расстреливали. Я думаю, что героями можно назвать, прежде всего, верующих людей, которые пытались примирить враждующих. У меня так пострадал прадед, Тихон Семенович Елагин, в с. Воронцовка Знаменского р-на. Его зарубили. Были такие случаи, когда и священники страдали, которые пытались отстоять односельчан. Таким образом пострадал отец советского писателя Николая Вирты - священник Евгений Карельский, которого расстреляли весной 1921 г. в с. Большая Лазовка. Дедушка героя Советского Союза Зои Космодемьянской - священник Петр Косьмодемьянский - был зверски избит и утоплен за то, что заступился за сельчан, у которых отбирался хлеб. Если человек верующий, то он в любую эпоху будет мучеником, будет брать на себя, наверное, грехи общества и каким-то образом пытаться умиротворить, пытаться собой заслонить эту брешь.