Верхний храм чем-то похож на Московский храм Христа Спасителя — все так же блестит, поражает богатством отделки, а вот в нижнем… В нижнем храме, если смотреть не на южную стену, где иконы убиенных, а налево и снизу вверх в полутемно-багровый храм, устроенный на месте той комнаты, где происходил расстрел, на престол и икону Спасителя справа от престола — очень сильно ощущаешь непоправимой трагедии, несросшегося перелома.
Возникает чувство, что совершившееся здесь убийство что-то необратимо изменило в этом мире, что оно является предельным выражением какого-то тотального бунта против всякой власти, который продолжается в душах многих людей и в наши дни. И в то же время рождается сильное чувство Божьего присутствия на этом месте. Даже стоять там было как-то неловко, на ум пришли слова: «сними обувь с ног своих, потому что это место свято», хотелось уйти, и не мог, и снять обувь стеснялся. Потом отвел глаза от престола и вижу: слева от проема икона: Моисей перед терновым кустом и как раз эти слова, о святости места.
Еще на меня произвела тяжелое впечатление фотография Колчаковской следственной комиссии в расстрельной комнате — здоровые мужчины с равнодушно-самоуверенным видом, некоторые полулежат. При взгляде на этот снимок сразу чувствуется, что Христианской правды в гражданской войне не было на обеих сторонах — на экскурсии по городу мы узнали, что Колчак в отместку за убийство царской семьи перевешал почти все мужское население Екатеринбурга — около 15 тысяч человек. Притом, что, как известно, царь Николай незадолго до смерти просил не мстить за него.
Сергей Кошелев
Иоанно-Богословское малое православное братство
2010 г.