Преображенское содружество малых православных братств

«Павшие на поле брани не проигрывают сражений»

Мы едем колонной в 5 машин по Вяземской земле. Ищем местечко с немного странным названием Мартюхи. Красота кругом необыкновенная – холмы с лесом и пушистым подлеском, просторы полей, реки и речушки и какая-то особенная тишина и покой. Потом, когда мы узнали, что эта земля буквально вся усеяна костями солдат – мы по-другому оценили эту тишину и этот покой.

В полях то там, то сям стали попадаться поклонные кресты. И вот, подъезжаем…

Прямо у шоссе вход в виде деревянной арки – вход отчасти символический, поскольку вокруг ни забора, ни ограды.

Входим, и по деревянному тротуару, чтобы не мять траву, идем к деревянной же часовне-храму. Вокруг подстриженная трава с отдельными небольшими цветниками и  декоративными горками. Через небольшое болотце перекинут мостик. Такой своеобразный ландшафтный минизаказник. Колодец с двумя рябинками, звонница, два небольших домика – и никаких ограждений. Да и от кого огораживать? Вокруг на много километров – ни души.

Послушница идет за монахиней Ангелиной. Первые ее слова после приветствия: «Что будем делать в начале – в колокол звонить или в храм пойдем»? Звонит в колокол – стрижи вылетают из гнезд на звоннице и носятся над нашими головами.

Идем в храм вмч. Феодора Стратилата, рассматриваем иконы всех святых Феодоров, в т.ч. прп. Федора Ушакова – знаменитого адмирала. Часовня крохотная, мы все в ней едва помещаемся.

Уже на воздухе м. Ангелина рассказывает об одной из трагических страниц многовековой истории этого края – «Вяземском котле». На пятачке в 10 на 10 км наши войска, попавшие в окружение в начале октября 1941 года, в течение двух недель сдерживали около 28 дивизий противника, что дало возможность выиграть время для сосредоточения резервов на московском направлении.

По словам местных жителей, которых гитлеровцы согнали хоронить погибших солдат Советской Армии, трупы лежали «в 7 слоев»: «Мы снимем верхний слой, похороним, а следующий, еще замерзший, оставим до следующего дня, чтобы оттаял. Так работаем около месяца, похоронили примерно 7 слоев. Немцы очень боялись эпидемий».

В окружении под Вязьмой, по последним данным, оказалось около миллиона человек. Сотни тысяч из них осталось лежать на этих полях навечно.

«Русской Голгофой» назвал, тогда еще митр. Кирилл, эти события.

До сих пор нет адекватной исторической оценки этих событий. Масштаб и их значение в Великой Отечественной войне не поняты до сего дня. Многие оценивают вяземский прорыв как Бородино ХХ века. «Павшие на поле брани не проигрывают сражений» – стало крылатой фразой в этих местах.

До сих пор местные жители находят неразорвавшиеся мины. Мон. Ангелина рассказала об одной такой находке при прополке картошки на их огородике.

Храм-часовня вмч. Феодора Стратилата был освящен митр. Кириллом Смоленским и Калинградским в 2000 г. А дата освящения – 24 июня совпала с днем празднования народом Победы в 1945 г. Знаменательно.

Сама мон. Ангелина занимается исследованием жизни святого праведного Алексия Южинского ( Медведкова). Сделала доклад о нем на чтениях Серафима Саровского в Москве в 2009 г.

Мон. Ангелина – непростой человек. Доктор наук, директор Института кибернетики в СПб. «Это все в прошлой жизни» - неохотно замечает она. Мне удалось с ней поговорить на следующий день в Казанском храме с. Хмелита, где мы причащались на литургии. Служил иеромонах Даниил (Сычев). Матушка пела на клиросе с послушницей. В начале службы громко объявила: «Поем мы просто, обиход. У нас принято петь всем вместе». Мы радостно киваем и подпеваем, как можем.

В разговоре мне показалось, что мат.  Ангелина хотела бы зачеркнуть свое прошлое. «Науку». «Наука и вера не совместимы». Я же говорила, что их надо различать, но не разделять. Не должно быть разрывов, иначе мы, верующие, не сможем разговаривать с молодежью, где образование все построено на науке. Неожиданно легко м. Ангелина согласилась. Конечно, у нее другие задачи – молиться об убиенных, участвовать в строительстве первого в России монастыря в память о воинах, павших в Великой Отечественной войне. Но сама возможность найти общий язык в десятиминутном разговоре не могла не порадовать.

В Мартюхах, говоря о Дм. Медведкове, мат.  Ангелина упомянула имя  матери Марии (Скобцовой). Сказала, что и нам надо бы ее канонизировать. Мы обрадовались столь редкой оценке «на нашей канонической территории» жизни и подвига матери Марии и подарили ей книгу изд-ва СФИ «Типы религиозной жизни». Книгу С. Гаккеля «Мать Мария» она попросила разрешения отдать в библиотеку: «Такая у меня есть». А о книге «Красота спасающая» сказала: «Можно я подарю ее батюшке (о. Даниилу)? Он у нас художник».

Действительно, в огромном храме в с.Хмелита мы увидели тщательно выполненную им карту-схему местного края, с указанием не только географических точек, но и историко-культурных мест. Недавняя история в лице Грибоедовых, Шахматовых, Волконских, Вяземских и др. смотрела на нас с листа. Мы были взволнованы кратким рассказом, как бы почувствовали дыхание времени. Захотелось приехать в эти края еще раз, побольше почитать об этих людях, узнать, подумать.

Мы фотографировались всей паломнической группой у стен храма. Мимо проехала легковая машина. За рулем – мон. Ангелина, рядом о. Даниил машет рукой на прощание.

До свидания!

До новой встречи!

 

Коптева Галина

Свято-Георгиевское малое православное братство

2009 г.

Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: