Подполковник милиции Чухин И. И., член КПСС с 1987 г., рассмотрев материалы истории строительства Беломорканала. В 1931 —1933 годах на территории Карельской АССР силами 126 тысяч заключенных ББЛАГа ОГПУ сооружался Беломорско-Балтийский канал. Идея строительства, конкретные сроки, формы и методы работы были определены И. Сталиным совместно с руководителями ОГПУ.
В качестве обоснования необходимости этой «сверхударной» стройки приводились факторы экономических и военно-политических интересов страны. С технической точки зрения канал представлял собой уникальное сооружение, и основная заслуга в этом принадлежит 120 советским инженерам, основная масса которых также являлась осужденными. Строительство более чем ста сложнейших гидротехнических сооружений проводилось в тяжелых условиях севера, практически вручную и было завершено за 20 месяцев. Решающую роль в этом сыграли усилия десятков тысяч заключенных лагеря. Ввод канала в эксплуатацию и дальнейшая колонизация района средней Карелии позволили создать здесь мощный лесопромышленный и транспортный комплекс. Определенной заслугой Беломорстроя и ББЛАГа являлась также работа по профессиональному обучению уголовных правонарушителей. Как явствует из приведенных материалов, именно эти аспекты истории Беломорстроя всячески превозносились официальной пропагандой тех лет, в частности, сборником «Канал имени Сталина». Это привело к формированию извращенного общественного мнения о возможности и целесообразности «перековки» сознания в условиях лагеря, что пагубно сказалось на развитии всей карательной политики, сделало возможными широкие репрессии. Опыт создания первой трудовой армии впоследствии был широко распространен на решение большинства экономических задач государства. Главными факторами этого являлись: быстрота получения результата, простота управления огромными массами людей и минимальные затраты государства на развитие инфраструктуры, что является нарушением прав и интересов граждан. Но экономические, политические или военно-стратегические выгоды не могут оправдать идею принудительного труда, которая в корне противоречит идеалам социализма. Заключенные Белбалт-лага были поставлены в рабские условия. Скудное питание, изнурительная физическая работа, плохое медицинское обслуживание и прямые репрессии администрации лагеря обусловили большое количество жертв. Главный тезис — «перековка» сознания десятков тысяч преступников не имеет под собой объективного подтверждения, так как большая часть заключенных ББЛАГа не являлась преступниками и не нуждалась ни в какой «перековке». В результате строительства канала хозяйству Карелии был причинен большой материальный ущерб: затоплены тысячи гектаров пахотных земель и лугов, вырезан скот в хозяйствах четырех сельсоветов, вырублен практически весь лес. Высокая миграция судимых лиц нарушила исторические, этнографические и социальные связи местного населения, сформировала среди жителей республики психологию «временщиков». На базе ББК были сооружены в дальнейшем экологически опасные предприятия: Сегежский ЦБК и Надвоицкий алюминиевый завод, причиняющие значительный вред природе и людям. Более того, прославление первой «победы над стихиями природы» сформировало общий подход государства к природе, как к очередному противнику. Последствия этого сказываются до настоящего времени. Учитывая изложенное, И. Сталин, другие руководители партии и государства, причастные к строительству Беломорканала, обвиняются в том, что на рубеже 20—30 годов, в сложной международной и внутренней обстановке не сумели найти правильных путей решения политических и социально-экономических задач молодого социалистического государства. Из всего огромного опыта человечества ими был выбран самый простой и жестокий — принудительный труд, применявшийся на стадии рабовладельческой формации. Проведение в жизнь этой теории усугублялось личными психологическими особенностями И. Сталина: подозрительностью, жестокостью, жаждой власти и поклонения. В целях формирования трудовых армий в стране регулярно проводились кампании по розыску «рабсилы», прикрываемые различными политическими лозунгами: борьба с религией, расказачивание, раскулачивание, борьба с вредительством. В этих целях сознательно искажались основные положения марксистско-ленинской теории. Карательные органы государства имели практически безграничную власть, получило распространение внесудебное осуждение и направление людей в лагеря. Все негативные последствия такой политики тщательно скрывались от народа. В то же время официальная пропаганда всячески превозносила «заслуги» И. Сталина и его сподвижников. В стране целенаправленно формировалась обстановка страха и нетерпимости, подозрительности и доносительства, неверия и общественной пассивности, что вызвало далеко идущие нравственные деформации народа. Обстоятельств, смягчающих вину И. Сталина в истории строительства Беломорканала, не установлено. Г. Ягода, другие руководители ОГПУ и Белбалтлага обвиняются в том, что, выполняя возложенные на них задачи по проведению исправительно-трудовой политики социалистического государства, сознательно допускали ее искривление. В частности, в Белбалтлагере ОГПУ не было создано нормальных человеческих условий для работы и жизни заключенных, что повлекло многочисленные жертвы. Администрация лагеря в качестве рычагов управления и повышения производительности труда использовала такие низменные способы, как: насаждение антагонизма между уголовными и политическими заключенными, стимулирование голодом и страхом репрессий, проституция. Организация труда заключенных находилась на крайне низком уровне, что вызвало дополнительные жертвы от переутомления, переохлаждения и производственных травм. Особая ответственность лежит на администрации за создание невыносимых условий труда и быта осужденных женщин. Опыт Соловков, доказавший недопустимость организации смешанных (мужских — женских) лагерей, был проигнорирован. Зная всю эту правду, руководители ОГПУ и ББЛАГа организовали широкую пропагандистскую кампанию по прославлению Беломорстроя, чем сознательно ввели в заблуждение общественность страны и создали почву для последующих широких репрессий. Заслуги ББЛАГа в профессиональном и общеобразовательном обучении уголовных правонарушителей являются незначительными и не могут рассматриваться в качестве смягчающих обстоятельств. Бригада советских писателей, авторов сборника «Канал имени Сталина» обвиняется в сознательном искажении правды о Беломорстрое. Несмотря на то, что традиции русской литературы и общечеловеческие принципы гуманизма предписывают без страха и заискивания перед сильными мира сего защищать страдающего человека, опираясь единственно на правду и совесть, в сборнике было написано следующее: «Двадцать месяцев армия в сто тысяч человек... работала.., побуждаемая не штыками, а волей Коммунистической партии, волей ее ЦК, волей Сталина. Человека простого и неутомимого, потому что партия создала его по образцу своему и подобию. Человека, который никогда не поощряет в себе чувства самодовольства, потому что связан он и с удачами шахт Донбасса и с горем какой-нибудь угнетенной индийской провинции... Редко кто до него мог так отдать, мобилизовать, собрать все свои силы и способности на служение, на дело освобождения пролетариата. Он стоит рядом с Марксом и Лениным. Необычно в нем все, но необычнее всего— это смелость мысли и воли, если подобное разграничение возможно в ком бы то ни было, а тем более, в этом человеке: мы позволяем себе сделать это только для того, чтобы легче уяснить его мощь. Банальная истина, что современнику трудно понять гения,— понимаются его дела, можно, пожалуй, передать манеру походки, голоса, жест руки, но личность гения ускользает от нас, тем более гения редчайшего, каким является этот человек, гения не трагического, а гения счастливого — в счастливой стране...» Обвиняются культурная отсталость, бездуховность, трусость, лень, подлость и покорность человека, позволявшего проводить над собой такие гнусные, трагические эксперименты. Действием или бездействием участвовавшего в издевательствах и уничтожении своих сограждан. Забывшего (или не знавшего), что человек не винтик в государственной машине, а Творец и сам «мера всех вещей». Настоящее дело подлежит рассмотрению на Суде Истории.
Текст отсюда
Чухин И. И. Каналоармейцы: История строительства Беломорканала в документах, цифрах, фактах, свидетельствах участников и очевидцев. — Петрозаводск: Карелия, 1990. — 248 с.: ил. — 30 000 экз.