Преображенское содружество малых православных братств

Монахиня Евникия

В этом году, в паломничестве, нам посчастливилось познакомиться с двумя бабушками, которые, будучи еще маленькими девочками, были близко знакомы с монахиней Евникией, расстрелянной в Великом Устюге в 1937 году. Мы случайно познакомились в храме, и только потом нам стала очевидна неслучайность этой «случайности» – ниточка памяти не должна прерываться; Бог хранит память о святых Своих.

В четверг 7-го июля мы поехали в Великий Устюг. Встали в 5 часов утра, чтобы успеть к 8-часовой литургии.
В храме св. прав. Прокопия Устюжского я познакомилась с бабушкой Зоей. Спросила что-то о храме, спросила про ее молодость, была ли она верующей, ходила ли она в храм. Бабушка Зоя рассказала, как в школе учительница поставила ее посреди класса и сказала ребятам: «С ней дружить нельзя – она верующая…». Еще бабушка Зоя упомянула монахиню, с которой дружила их семья и пригласила нас в гости.
Семья бабушки Зои жила в деревне Морозовице, недалеко от Устюга. Находившиеся рядом постройки Троице-Гледенского монастыря использовались в 1920-30-хх гг. как колония для беспризорников, как детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных.
Вспоминает бабушка Мария (Усачева Мария Прокопьевна, сестра бабушки Зои): «Там была тюрьма… очень много умирало там народу, тысячи людей было, много нар, люди семьями высылались. Вот что было - это страшное дело. Я маленькая была, но я видела, меня мама туда посылала что-нибудь отнести, и они к нам приходили. Мама вечером баню топила, их мыла. Они к нам приходили: «Александра, помоги, пожалуйста» (Александра - мама Марии и Зои – ред.) Хоронили-то не в гробах, а так - могилы братские - выроют яму и несколько человек. Хоронили прямо там, недалеко от храма, на Морозовице».
В 1930 году в это место была сослана монахиня Евникия. Сначала она жила в бараках, потом поселилась в маленькой баньке. Семья сразу сблизилась с монахиней, ей помогали. Она стала для них родным человеком. «Мама матушку очень любила и помогала. Отец работал в городе грузчиком - когда получит зарплату - всего накупит и просит меня: "Иди, Маня, матушке унеси гостинца". Я зайду – она поговорит со мной».
Много молились вместе. Бабушки Зоя и Мария вспоминали, как матушка молилась о болящих, вычитывала бесноватых. «Матушка долго молилась, - вспоминает бабушка Мария. – Устану я уже сидеть, говорю: «Матушка, я пойду домой». А она опять: «Посиди, Маня, посиди».
«Когда началась коллективизация, семья в колхоз не пошла», - вспоминает Мария. «На родителей, как на единоличников налог наложили, потом за неуплату корову забрали, затем и весь остальной скот, потом из дома все вынесли: шкафы, посуду - одни лавки да иконы остались. Мы пришли из школы домой с Зоей, а дом пустой, одни голые стены. Мама мне: "Маня", - а по дому только эхо раздается. Пришел председатель сельсовета, говорит: "Александра (это моя мама), собирайся в ссылку. Фуфаечку, котелок, чашечку, рюкзачок какой-нибудь приготовь, сухарики". В ссылку в итоге не отправили, Господь уберег». Сестры вспоминали, как они молились тогда вместе с матушкой. Казалось, она была членом их семьи и даже в самую трудную минуты находилась рядом.
Мария: «Когда матушку забрали, она уже знала, что больше не вернется, она пришла ко мне и говорит: "Маня, ты сегодня приходи к нам ночевать, не только ты будешь, а еще две девочки - Лида и Валя". Мы все пришли, у нее ночевали. Накануне ареста ее. Легли спать, а рано утром, часов в пять, кто-то стучит. Я открыла занавесочку, смотрю – два мужчины в штатском. У меня сразу возникла мысль, хоть я и маленькая была, что-то не так… Прежде чем открыть дверь, я забрала матушкины синодики, за кого она молилась, тетрадь, по которой она вычитывала молитвы, святую воду и положила все это туда, где кочерги, лопаты, а потом только дверь открыла. Ну, они вошли и побежали везде искать, а ничего нету. Все имущество на себе да в корыте, не было ничего - люди ссыльные. Матушка-то тоже ссыльная была, определена была жить в монастырь, но там настолько было душно, грязно, голодно, да такой запах страшный, она бы там не выжила. Матушка плохая очень здоровьем была, народ дал ей эту худенькую баньку. Девочки, которые в эту ночь со мной у Евникии ночевали, сразу убежали, увидев, что все смотрят, постель переворачивают, кидают все. Испугались и убежали, а у меня страх прошел. Я стою. Они порылись и ушли. Ждем матушку - двенадцать, час - ее нет. Три - нет, пять - нет, вечером - нет и ночью - нет. На следующий день пришли люди и говорят: «Ее забрали". Прямо на службе к ней подошли и сказали «Вы арестованы». Она ответила: «Дайте нам отстоять службу, потом делайте с нами, что хотите».
- А из какого храма ее увели?
Мария: «Из храма Прокопия праведного, в котором вы сегодня были. Они с вечера в храм ушли и там остались на ночь, они обычно молились всю ночь, а потом служба...»
Зоя: «Храм-то раньше был: все росписи… Его мыли-мыли, никак смыть не могли, потом росписи соскребать стали…»
Мария: «Мужчины из НКВД меня на допрос вызывали:
- Чего ты к Евникии ходила?
- Чего ходила, - отвечаю. - Кислицы нарву-принесу, вот и кушали».
- А что говорили?
- Ничего не говорили.
«Я очень скучала по матушке, приду в милицию, стою, стою, ее высматриваю. Один раз вижу: идет вначале этот нквдешник, а за ним матушка в белой кофточке в горошек, синенькая юбочка. И вот идет, рученьки у нее сзади, она идет уже слабая, тихо идет. Я зову: "Матушка, матушка!" А у меня рубль только в кармане был, я ей подала в рученьки, и все, увели ее, а потом расстреляли».
Известно, что по Особому Совещанию тройки при УНКВД 14 сентября 1937 года монахиню Евникию обвинили в «контрреволюционной агитации» и приговорили к высшей мере наказания – расстрелу: «Группировала вокруг себя церковников. В своей квартире организовывала тайные богослужения».
2 октября 1937 г. матушку расстреляли. Похоронили, если такое погребения можно назвать похоронами, на местном кладбище в братской могиле.
Сейчас сестрам Марии и Зое 88 и 86 лет, они живут одни в маленькой квартирке деревянного дома, в центре Устюга. Летом к бабушке Зое приезжает внук.
По-разному жилось Марии и Зое, были и трудности, но Господь, как они говорят, все устраивал, они всегда ходили в храм, невзирая на все запреты и угрозы, их мужья тоже были верующими. Поражает ясность ума этих замечательных бабушек, их память, трезвенное отношение ко всему происходящему, их мудрость, осознание того, что происходило в нашей стране.
- Сейчас некоторые люди прямо так и говорят «Ничего не было, никаких сталинских репрессий не было, никого не ссылали, все было хорошо»
- Мария: Да? Больше чем на войне погибло…
В семье сохранились иконы матушки Евникии. Они хранятся вместе с остальными старинными семейными иконами, чудом уцелевшими во времена гонений.
Мария: Мы будет за вас молиться.
Зоя: Читайте, девочки, Евангелие и послания, особенно апостола Павла, уж очень мне он нравится…

Ксения Тихомирова,
Свято-Петровское малое православное братство
2011 г.

Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: