Выставка «Неперемолотые» на родине М.В. Ломоносова
История выставки «Неперемолотые» имеет свою особую логику движения: она приходит именно в те места нашей страны, где больше всего нуждаются в молитве пламенных новомучеников и исповедников веры. Еще раз мы убедились в этом, привезя ее в Холмогоры.
Подъезжая, видишь разрушенный Спасо-Преображенский собор, который должен был стать «символом утверждения православия во всем Поморье, а также явиться образцом для будущего церковного строительства в крае», как писали во времена его постройки.
Да и само село никак не похоже на то, о котором можно прочитать в любой энциклопедии: «Столица легендарной Биармии, крупнейшая меховая ярмарка XI века, крупный административный, культурный и торговый центр Заволочья (позднее Двинской земли), сначала в составе Новгородского, а с середины XV века Московского княжеств, первая в стране канатная фабрика, родина отечественного кораблестроения, первая в России частная корабельная верфь, в XV веке — первый и единственный морской порт России» (ведь только по причине мелководного рейда в XVI веке в семидесяти верстах от Холмогор, в устье Северной Двины, был основан другой морской порт — Ново-Холмогоры, впоследствии получивший название Архангельск). В четырех километрах от Холмогор, в деревне Мишанинской (ныне село Ломоносово) на Курострове родился Михаил Васильевич Ломоносов. Холмогоры — родина великого русского скульптора XVII века — Федота Ивановича Шубина. Уроженцем Холмогор был и преподобный Феодосий Сийский.
Центром обширной Холмогорской и Важеской епархии Холмогоры стали с 1682 года. Первым владыкой был назначен архиепископ Афанасий, один из образованнейших людей своего времени, знавший 24 языка. Круг его интересов был разнообразен — астрономия, медицина, архитектура, география. Им в Холмогорах была собрана большая библиотека на немецком, греческом, латинском и других языках, около 500 томов рукописных и печатных книг по самым различным областям знаний. В Архиерейском доме архиепископ Архангельский и Важеский Афанасий принимал Петра I во время его поездок в Архангельск.
Именно здесь, в бывшем женском монастыре, большевики создали первый концлагерь, ставший предшественником Соловков, Колымы, Катыни, Куропат, Быковни. Здесь, а также в Пертоминском концлагере, Архангельске и Новой Земле были замучены и расстреляны 25 640 чел. (февр. 1920-кон. 1920). Сохранилось и свидетельство Питирима Сорокина: «В Архангельске в это время была настоящая мясорубка. Большевистский комиссар Кедров казнил людей сотнями и даже тысячами. Свои жертвы коммунисты расстреливали, топили или забивали до смерти. Чувствуя, как шатается почва под ногами, они пытались укрепить свои позиции безудержным террором».
Кем были те, кто стал главными врагами безбожной власти? Николай Фурсей, известный художник и скрипач, председатель товарищества художников Архангельска, крестник основателя Крестовоздвиженского православного трудового братства Н.Н. Неплюева, был арестован в начале 1941 года и расстрелян в 1942 г за то, что назвал Гитлера «мерзавцем», а композиторов Баха, Бетховена, Моцарта — великими, гениями. Мама Ксении Петровны Гемп (почетного гражданина Архангельска) — Надежда Михайловна Минейко, ученица Римского-Корсакова, обвинена в том, что «играла на фортепьянах, вместо того чтобы идти служить народу» и многие, многие другие.
Сохранился документ: «Многоуважаемый товарищ Ленин В.И., — писал «сочувствующий идейному социализму» Степанов в сентябре 1921 года, — известно ли Вам о творимых безобразиях на Севере, которые как раз дают обратные результаты в укреплении социалистического строя. Совершённые же преступления на Севере Вашим уполномоченным Михаилом Кедровым, его сподвижником, бывшим председателем Архангельской чрезвычайной комиссии Смирновым останутся вековым памятником и укором в истории советского строительства…Товарищи, остановитесь. Дайте Северу вздохнуть. Поставьте там людей порядочных».
Именно этой исстрадавшей земле и нужна сила неперемолотых, потому так важно было состоявшееся 18 марта в здании администрации района открытие выставки. В приветственном слове главы Холмогорского муниципального района Павла Рябко прозвучала мысль о значении этого передвижного проекта как «памяти о тех, кто жил не только по законам времени, но и по законам свыше — законам совести».
Благочинный церквей Холмогорского округа игумен Леонтий (Эйзенман)отметил, что «неперемолотые — люди, которые являются частью той нашей истории, за которую не стыдно… Однако отказ от духовности привел к разобщению в обществе. И только достойная жизнь верующих людей может помочь обществу почувствовать нравственную основу для преодоления разобщенности».
Представитель культурно-просветительского фонда «Преображение», одного из организаторов выставки Ирина Пономарева рассказала об истоках и судьбе проекта «Неперемолотые» в России. Вспоминая слова А. Солженицына о том, что «не стоит село без праведника», она отметила, что через прикосновение к истории триумфа человеческого духа в XX веке у нас есть возможность увидеть свою родную северную землю, которая может возродиться, если каждый человек почувствует внутренние силы для противостояния злу: «Чаще всего самыми крепкими, верными Богу оказывались те люди, которые объединялись в неформальные группы: коммуны, духовные семьи, братства. Таков опыт жизни сосланных на Север общины архимандрита Сергия (Савельева), братства епископа Макария (Опоцкого)».
Заканчивая открытие выставки, ведущие прочитали как будто сказанную для нас проповедь, произнесенную в 1937 году в день Преображения Господня одним из священников Архангельской и Холмогорской епархии — о. Алексеем Петуховым, который был арестован 20 ноября 1937 года и расстрелян: «Бодрствуйте и трезвитесь, будьте готовы, довольно спать, нужно работать, нужно употреблять все законные меры, способы и усилия, чтобы этот корабль привести до тихой пристани и на нем самим спастись. Поэтому надо теснее сомкнуться вокруг Церкви, открыто показать врагам нашей веры, что мы Церковь нашу любим. Любим ее учение, богослужение и ее влияние на жизнь. Если Церковь жила во времена гнета языческого, во времена господства всяких нечистей, то и теперь, что бы ни случилось, какие законы ни были бы изданы, какая бы безбожная проповедь ни раздавалась, Церковь устоит. Лишь бы мы не спали, лишь бы мы помогли общему делу спасения. Долой уныние, сон смертельный, который ведет к вечной погибели. Будем трудиться и с помощью Божьей доведем корабль до тихой пристани и с нею сами спасемся. Аминь».
Наталья Голубева
г. Архангельск
2013 г.