Лагерь существовал с середины 40-х до середины 50-х годов. Расположен у древней меловой горы, одиноко возвышающейся на равнине, рядом с Южным Уралом. Это было место поклонения местных языческих племен. В лагере добывалась и обрабатывалась известь. Из-за грубых технологий она разъедала не только руки и места попадания на кожу, но и легкие при дыхании. Лагерь отличался не просто строгим, а крайне жестоким режимом. Заключенные – уголовные, «бытовики», политические – круглосуточно всегда находились в кандалах. Через лагерь прошло 3 тысячи человек. Отношение уголовников отличалось крайним садизмом. Смертность была очень высокая. Погибших бросали в яму, где гасилась известь. Ее качество повышалось от добавления «биоматериала».
Сейчас сохранились стены производственных цехов, барак, (где можно различить размеры карцера, не позволяющие нормально лечь и встать), яма для гашения извести. Мемориальных таблиц, обозначений нет.
Ключевая трагедия заключается не только в отсутствии внимания к истории репрессий и к памятному месту (подобное отношение и в историческом музее в Уфе), но в циничной политике правительства Башкирии, позитивно относящегося к тоталитарному режиму – в благодарность за автономию. Шихан возрождается как место национально-религиозного языческого поклонения. Рядом с концлагерем место для проведения республиканских праздников (сабантуй): скачки, пиры и другие развлечения. В ближайшее время есть планы строить масштабный туристическо - развлекательный комплекс. Что делать, чтобы этого не случилось? В свете внутриреспубликанской политики это сложная и вряд ли реальная задача. Эта проблема требует подключения широких сил российской общественности: сбора информации, публикаций, привлечения внимания и т. д.
В паломнической поездке, кроме Ольги Литвиненко, оглашаемых из Уфы и Стерлитомака, с нами был о. Александр Сухов, друг Преображенского братства. Его сын был крещен на Пасху в СФИ о. Георгием. Встретившись с нами абсолютно неожиданно, он отложил все дела ради братского общения и поездки в Шихан. О. Александр духовно близок нам и его понимание проблемы жертв репрессий, трагедии режима созвучно Преображенскому братству. Его рассказ переходил временами в проповедь, в завершении была совершена краткая поминальная молитва и спет тропарь Воскресению Христову.
Инна-Нина Ткаченко
Малое православное братство во имя свт. Тихона Задонского, г.Воронеж
2011 г.