Строительство 62,5-километровой трассы началось в ноябре-декабре 1944 г. Прямо скажем, не очень удачное время для суровых условий Заполярья. По нарядам ГУЛАГа в декабре 1944 - январе 1945 гг. прибыли этапами 7518 заключенных (4702 мужчин и 2816 женщин) - в дополнение к 2500 заключенным, уже работавшим здесь. Техническую базу строительства составляли 12 лошадей, три трактора, механическая мастерская, 6 автомашин и 10 палаток.
Из отчета политотдела лагеря в Коми обком ВКП(б) выясняются некоторые подробности о составе и состоянии рабочей силы строительства. Первая особенность - "очень много верующих-заключенных". Вторая - поступившие этапы прибыли издалека, люди были в пути 20-36 суток в плохо оборудованных вагонах. Поэтому еще в пути с этапов было снято 95 больных и 13 умерших.
На пересыльном пункте лагеря в Кожве были сняты еще 1487 больных, которых срочно госпитализировали с традиционными лагерными диагнозами - дистрофия, пеллагра, обморожения.
Третья особенность - прибытие на строительство шести (!) украинских этапов. Два уже пришедших этапа были переполнены тифозными больными.
Политотдел лагеря отмечает в своем отчете, что все больничные учреждения оказались переполненными. Срочно пришлось четыре производственные колонны переоборудовать под "оздоровительные пункты" и еще две колонны - под лазареты. В результате пришлось временно закрыть несколько строительных объектов. Для решения проблемы было признано необходимым срочно приступить к строительству восьми (!) новых больничных корпусов и зданий других лечебных учреждений на 1000 мест(!).
Конечно, несмотря на эти "трудности" дорога была построена и вступила в эксплуатацию уже в 1945 г. Лагерь располагался на участке трассы Котлас -Хальмер-ю протяженностью 530 км. Жилой фонд лагеря включал 3000 зданий общей площадью 420 тыс. кв. м, в том числе 854 жилых барака общей площадью 101,4 тыс. кв.м.
Послевоенная амнистия нанесла серьезный ущерб состоянию рабочей силы лагерей. Так, за третий квартал 1945 г. из Печжелдорлага (параллельно начинает употребляться термин "Печорстрой НКВД") освободились с выездом за пределы лагеря 12677 чел. Это сказалось на общем coстоянии лагеря в двух направлениях: возросли внутрилагерные переброски заключенных, что увеличило нагрузку на учетно-распределительные отделы подразделений, и, во-вторых, потеря 12677 чел. негативно отразилась не только на физическом, но и моральном состоянии "контингента". "Это были преимущественно молодые, физически здоровые и морально контингенты", - с грустью отмечали работники политотдела.
Эта грусть выдает один очень важный секрет функционирования ГУЛАГа. Из воспоминаний бывших узников этой системы мы знаем, что амнистия весны-лета 1945 г. практически не коснулась политических заключенных. Освобождались "социально близкие" режиму элементы -уголовники, воры и мошенники, убийцы. Именно на этих элементах и держалась вся система лагерной жизни (кроме производственной сферы). Уголовники терроризировали политических, паразитировали на их жизни. Имеются многочисленные свидетельства того, что большинство амнистированных уголовников вскоре опять совершили различные преступления и были возвращены в зоны.
Думаю, что истинная причина лицемерной грусти политотдельцев Печорлага заключалась в другом. Они смертельно боялись ослабления системы контроля над десятками тысяч жертв сталинского террора. Поэтому решительно сопротивлялись любым попыткам перестройки устоявшихся десятилетиями принципов и норм функционирования ГУЛАГа. Тем не менее, перемены назревали, приобретая объективный характер. Очистительная буря великой войны не оставила в стороне острова Архипелага. Большая часть политических, освободившихся из лагеря в 1944-1945 гг., осталась работать по найму в самом лагере. Об этом свидетельствует "Отчет о работе отдела кадров Печжелдорлага за 1945 год". Согласно этому документу, всего по так называемому "зольному найму" в лагере работали 14881 чел., из них 4137 женщин (27,8%), причем 338 из них - на административных, инженерно-технических и руководящих должностях. Бывшие заключенные (судимые) составляли 58,1% работников (8646 чел.), из них политических - 1548, или 17,9%, уголовников - 3415 чел., или 39,5%. 1236 чел. (14,3%) составляли освободившиеся по директиве № 185. Всего за 1945 год лагерь принял по найму 3712 своих бывших заключенных, что составило 62% от вновь принятых и прибывших. Лишь 553 чел., освободившихся по амнистии или освобожденных досрочно, выехали за пределы лагеря по месту жительства. Кроме того, в штат были зачислены 1539 чел. из ликвидированного Котласского ИТЛ, в том числе 361 работник охраны Котласлага.
В результате этих бурных событий увеличилась прослойка бывших осужденных среди руководящего состава, среднего и низшего звена; аппарата управления. Нарком НКВД Коми АССР Л.Буянов в докладной записке первому секретарю Коми обкома ВКП(б) А.Г.Тараненко "О причинах срыва государственного плана перевозок угля железнодорожной линией Кожва - Воркута в январе и феврале 1945 г." от 25 марта 1945 г. сообщал, что одной из причин невыполнения плана перевозок была "засоренность" кадров железнодорожников заключенными. Так, из 8304 железнодорожников 5172 (62,3%) были заключенными, а из 3132 вольнонаемных 2089 чел. (66,7%) имели з прошлом судимость, в их числе 723 - политические.
Свои воспоминания о пребывании в Печорском железнодорожном лагере з 1945 - 1950 гг. оставили Лазарь Вениаминович Шерешевский -известный поэт, переводчик, член Союза писателей СССР, и Роберт Александрович Штильмарк - бывший военный топограф Генерального штаба Красной армии, фронтовик, автор известного романа "Наследник из Калькутты" и автобиографического романа "Падшие ангелы". Летом 1945 г. Л.В.Шерешевский, пройдя все круги гулаговского ада, оказался в Абези, где и был зачислен в штабную колонну управления Печжелдорлага. В то время жизнь в Абези била ключом. Здесь судьба подарила, ему встречи с самыми удивительными людьми, благодарную память о которых он сохранил в своих воспоминаниях. "Да, были и обычные лагерные будни - 11-часовой рабочий день, дважды в месяц так называемые "выходные", не всегда соблюдавшиеся лагерным начальством, назойливое и докучливое соседство уголовников. Да, надо было многое пережить, в том числе и амнистию 1945 года - для уголовников, отнюдь не для политических".
И все-таки главное для него было в другом. Абезь в те годы была настоящим центром интеллектуальной жизни Кожвинского района: здесь был свой театр с двумя труппами - музыкальной комедии и драматической, ансамбль песни и танца культурно-воспитательного отдела. На сцене театра выступали замечательные актеры - Федор Ревин, бывший солист-премьер Киевского оперного театра (по свидетельству Р.А. Штильмарка, умер в Абези); замечательный певец Алексей Белев, известный украинский баянист Балицкий. пианист-концертмейстер Всеволод Топилин, актер театра и кино Л.Л.Оболенский, скрипач Николай Немченко, композитор и дирижер Зиновий Бинкии, Иогельсен - бывший режиссер Радловского театра в Ленинграде, театровед и журналист Алексей Григорьевич Моров, поставивший но сцене Абезьского театра оперетту "Цыганский барон". Таких людей, составлявших элиту российского общества тех лет, Р.А. Штильмарк насчитывает в Абези около 150 чел. Конечно, актеры-заключенные играли и творили не для культурно-воспитательного отдела, не для начальства. Они прекрасно понимали всю бездну лжи и фальши крепостного театра. Они играли и творили для своих собратьев по несчастью, для заключенных. И если в зале сидели и слушали спектакли вольнонаемные, актеры знали, что больше половины из них -бывшие заключенные. Театр ГУЛАГа поистине представлял собой почти единственную возможность противостоять силам зла в человеке и вокруг него. Именно в этом его бессмертное значение...
Р.А. Штильмарк в своих воспоминаниях приводит примеры сопротивления заключенных лагерному режиму, ссылаясь при этом на слухи о восстании заключенных строительства №500, которое произошло в августе 1948 г. Так бы и остались эти слухи слухами, если бы не свидетельства очевидцев этих событий. Одно из них приводится в документальной повести доктора исторических наук Г.Федорова "Басманная больница", опубликованной в журнале "Наука и жизнь" (№ 7-9, 1988 г.). Судя по приводимым свидетельствам, восстание произошло в Обдорском (Обском) ИТЛ, заключенные которого строили железную дорогу через Полярный Урал от п. Лабыткакги до станции Чум Северо-Печорской магистрали. Решение о строительстве дороги было принято Советом Министров СССР 22 апреля 1947 г. в связи с планами сооружения в Обской губе на мысе Каменный крупного морского порта. Уже 1 мая 1947 г. на трассе будущей магистрали начались земляные работы. Рабочие колонны шли от станции Чум на восток, к горам Полярного Урала, вдоль правого берега реки Елец (приток реки Усы). Вскоре количество заключенных достигло 40 тыс. чел., среди которых было немало осужденных по 58-й статье. В самый разгар строительства, когда рабочие колонны и лагпункты со стороны Лабытнанги уже соединились с колоннами западного участка, вспыхнуло восстание "массовое самоосвобождение заключенных", как писали в официальных документах.
Восставшие, основное ядро которых составили бывшие солдаты и офицеры Красной Армии ("окруженцы"), захватили несколько колони и лагпунктов и продвигались в направлении Воркуты, намереваясь поднять на восстание заключенных Воркутлага. Другая часть повстанцев двинулась на восток, к Обской губе, надеясь захватить корабли и уйти в море. До Воркуты оставалось совсем немного - километров 50, но тут подоспели заградительные отряды, авиация и танки. Восстание было потоплено в крови, оставшихся в живых повстанцев (около 100 чел.) отправили в штрафные зоны Воркуты, где они и погибли от голода и болезней.
Я привожу описание стих событий лишь постольку, поскольку они имели отношение к строительству железной дороги Чум -Лабытнанги, а первые 40 км этой дороги - от станции Чум в сторону Полярного Урала по территория Коми АССР - вел Печорский железнодорожный лагерь.
24 июля 1950 г. Печорский железнодорожный лагерь слился с Северным железнодорожным в единый Печорский лагерь (Печлаг).
Печорский лагерь (Печорлаг) 1950-1959 гг.
Объединив два крупных железнодорожных лагеря, Печлаг к началу 50-х гг. представлял собой огромную структуру, протянувшуюся по линии железной дороги Вельск-Котлас (Архангельская область) и Котлас-Воркута (от станции Мадмас до станции Хальмер-ю - в пределах Коми АССР). Несколько ранее в эту структуру влились подразделения еще двух лагерей - Северо-Двинского и Котласского. Таким образом, по существу было проведено слияние четырех ранее отдельных лагерей. Главной задачей лагеря было строительство вторых путей магистрали Котлас-Воркута и поддержание ее в рабочем состоянии. Управление лагерем располагалось в г. Печора Коми АССР.
Первое лаготделение дислоцировалось на станции Вельск, второе - на станции Сольвычегодск Архангельской области. Третье лаготделение, организованное еще в 1940 г. (Ижемское), протянулось от станции Иоссер до станции Ира-иоль. В 13 лагпунктах и больнице №21 этого отделения насчитывалось 4928 заключенных. Все лагпункты (кроме восьмого) находились на усиленном режиме и по списочному составу были мужскими. Большинство заключенных - русские, очень мало политических - всего 133 чел., больше половины которых (73) были стационарно больными. 8-й лагпункт (станция Сы-рочай) считался спецлагпунктом строгого режима с лимитом наполнения 300 чел. (на 1 апреля 1952 г. - 272 заключенных, в основном уголовно-бандитский элемент, политических было всего 15 чел.). Рабочий день - по 10 часов, питание - 400-600 г хлеба, 17 г сахара, 0,5 л жидкого супа 3 раза в день, 100-150 г каши в обед. С 1952 г. норму хлеба увеличили на 200-300 г. Четвертое лаготделение (станция Княжпогост) в составе Печлага было создано в октябре 1951 г. и состояло из 8 лагпунктов общего режима и 5 лагпунктов усиленного режима с общей численностью 5643 заключенных (в том числе 1905 политических). Лаготделение дислоцировалось от станции Мадмас (включая сангородок Протока на берегу Вычегды) до станции Княжпогост. Лагпункт №5 (мужской) на станции Сынь-ю был построен в 1941 г. Осенью 1951 г. здесь содержался 121 заключенный, в т.ч. 11 политических. Итого: 1344 заключенных, в том числе 175 политических (во 2 и 3 лагпунктах состав заключенных был смешанным). Шестое лаготделение также базировалось на станции Печора, но было создано раньше - в июле 1947 г. - и входило в состав Печорского железнодорожного лагеря. В 14 лагпунктах и пересыльном пункте содержались 4857 заключенных (в том числе 2008 политических). 12 лагпунктов были построены в 1940-1947 гг. и два - в 1950-1951 гг. Территориально лаготделение располагалось от станции Печора до станции Косью, т.е. к северу от Печоры. На усиленном режиме были 9 лагпунктов, на общем - 4 и на строгом -1 лагпункт. Седьмое лаготделение (станция Воркута) было создано 15 мая 1947 г. и на 1 апреля 1952 г. состояло из 10 лагпунктов, 7 из которых были на усиленном режиме, 2 - на общем и один - на положении спецлагпункта строгого режима. 9 лагпунктов были мужскими и один - женским (зона больных венерическими заболеваниями лагпункта №15, станция Мусюр, существовала с 1948 г., 160 чел., в том числе 29 политических). Восьмое лаготделение (станция Инта) существовало с 1941 г., когда трасса железной дороги Котлас-Воркута пересекла 60-километровые болота между Кожимом и Интой и золотой осенью 1941 г. ушла дальше на Север. Весной 1952 г. от Инты до станции Амшор располагались 9 лагпунктов Печлага с 2976 заключенными (1704 политических). Больше всего политических заключенных было в лагпункте №9 (станция Инта) - 632 чел. из 694, и в больнице лагпункта №14 (станция Кочмес) - 345 из 591. Девятое лаготделение располагалось в Печоре и состояло из 5 лагпунктов, в которых содержались 2315 заключенных (в том числе 1199 политических). Лагпункты были построены в 1941-1951 гг. В самом крупном - 1-м лагпункте насчитывалось 1118 заключенных, большинство из которых были осуждены по политическим мотивам (902 чел.). Одиннадцатое лаготделение (сельскохозяйственное) располагалось вдоль линии железной дороги от станции Косью до станции Амшор (3 лагпункта, построенных в 1941-1952 гг.) и насчитывало 910 чел. (женщин), из них 133 политических.
На 1 апреля 1953 г. Печлаг предстает как все еще мощная структура ГУЛАГа. В его 11 лаготделениях насчитывалось 47761 заключенных (5908 женщин), 114 жилых зон и 26 постоянных производственных зон, 107 "городков" и строительных поездов с подкомандировками, 19 больниц, 2 дома матери и младенца (для детей заключенных). 5, 6 и 11 лаготделения -сельскохозяйственные, 10-е в Нарьян-Маре - погрузочно-разгрузочное. Категорийный состав заключенных: 1 категория - 21028 чел., 2-я легкая - 7323 чел., инвалидов - 4841 и коечных больных - 2457 чел. 1 июля 1954 г. по приказу ГУЛАГа 72 лаготделение Воркутлага (п. Кожва) было передано Печлагу. В свою очередь, Печлаг передал Воркутлагу 7 лаготделение (станция Новая Воркута). 1462 заключенных 72 лаготделения были в большинстве своем воры в законе, ядро которых составляли 70 бандитов-уголовников и 10 авторитетов воровского мира. Политических было всего 115 чел., 890 чел. имели судимости по Указу от 4 июня 1947 г. Качество рабочей силы было неудовлетворительным - лишь 447 чел. относились к 1-й категории труда, 983 - ко 2-й и 31 чел. были инвалидами.
Несмотря на амнистию и начало массового освобождения заключенных, Печлаг в первой половине 1954 г. еще удерживал за собой 33212 чел. списочного состава в 8 лаготделениях и 71 лагпункте вдоль железной, дороги Вельск-Котлас-Воркута-Лабытнанги общей протяженностью 1637 км. Кроме четырех упоминавшихся выше лагерей в его состав вошли также подразделения ликвидированного Обского ИТЛ. Конечно, на январь 1955 г. Печлаг сильно сдал свои позиции. Из 8 лаготделений остались 6, из 71 лагпункта - 47 (в том числе 5 строгорежимных, 28 - общего режима), всего 6 больничных городков и 19686 заключенных. Были ликвидированы 2 лаготделения - 8-е и 2-е. Заключенных, проживающих за зонами лагпунктов, в Печлаге не было, поскольку отсутствовали нормативные документы, определявшие их статус.
весь текст здесь