Преображенское содружество малых православных братств

Из истории Северо-Печорского железнодорожного лагеря

Точкой отсчета в истории Северо-Печорской (первоначально Ухто-Печорской, затем – Северо-Печорской, а с 1946 г. – Печорской) железнодорожной магистрали необходимо считать 27 октября 1937 г. когда было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б). Железная дорога имела протяженность 1560 км. и должна была введена в эксплуатацию в сентябре 1945г. Главной отличительной особенностью ее строительства является то, что изыскания, проектирование и строительство трассы проходило одновременно.

Северо-Печорский железнодорожный лагерь был создан по приказу НКВД СССР № 00597 от 14 мая 1940 года, с подчинением Главному управлению лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). В 1947 – 1948 годах временно подчинялся Северному управлению лагерей железнодорожного строительства. Управление лагерем располагалось, а поселке Абезь Кожвинского района Коми АССР (ныне Интинский район Республики Коми), а с 15 апреля 1950 года – на станции Печора Северной железной дороги. Приказом НКВД СССР определялась основная задача лагеря – строительство железной дороги от станции Кожва до Воркуты протяженностью 465 км. Эта задача была решена лагерем 28 декабря 1941 г. В этот день первый поезд прибыл на станцию Воркута из Кожвы. Затем вплоть до осени 1944 г. лагерь занимался достройкой и увеличением пропускной способности введенной в эксплуатацию трассы. А затем по приказу НКВД СССР № 001311 от 24 октября 1944 г. строил железную дорогу Хальмер-ю - Хановей – шахта №7. С 28 апреля 1947 по 6 мая 1948 г. вел строительство первых 40 км железной дороги от станции Чум в направлении Лабытнанги - порт на мысе Каменный (Обская губа). 24 июля 1950 г. был объединен с Севжелдорлагом в Печорский лагерь (Печлаг).

Структура Северо-Печорского железнодорожного лагеря.

Вся трасса была разделена на два участка строительства: северный и южный. Границей между ними была станция Кочмес. Итак, от Кожвы до Кочмеса располагались подразделения южного участка, а от Кочмеса до Воркуты - северного. В состав южного участка входили 29 лагпунктов. Северный участок включал 27 лагпунктов: Турун, Ошпер, Петрунь, Бугры Полярные, Пиярга, Уса, Абезь, Марков, Сармаю, Амшор, Сивая Маска, Пернашор, Шор, Пышор, Ош-вор, Сейда, Чум, Кыкшор, Песец-1 и Песец-2, Хановей-1 и Хановей-2, Пальник, Юнь-яга, Ненец, станция Воркута. Итого 56 лагпунктов. Осенью 1940 г. были созданы: автодорожное отделение (делилось на участки и околотки), судостроительная верфь в Палякурье (недалеко от с. Усть-Уса), рассчитанная на производство десяти колесных катеров и барж общей грузоподъемностью 1800 т, лесозаготовительный ОЛП в верховьях Печоры мощностью в 400 тыс. куб.м древесины. Самыми крупными были первое, второе и пятое отделения. Первое отделение вело строительство от Кожвы до Сыни, второе - от Сыни до Кожима, третье – от Кожима до Кочмеса, четвертое – от Кочмеса до Абези, пятое – от Абези до Сивой Маски, шестое – от Сивой Маски до Ошвора, седьмое – от Ошвора до Сейды и восьмое – от Сейды до Воркуты В каждом отделении насчитывалось в среднем по семь лагпунктов ("боеучастков") и несколько десятков колонн. К 1 января 1941 г. списочный состав рабочей силы (заключенных) насчитывал 34959 чел., или в среднем по 4000 заключенных на одно отделение. Осенью 1941 г., с наступлением холодов, ситуация на трассе резко ухудшилась. Остановилось строительство Кожимского, Интинского и Усинского мостов, сократился подвоз продовольствия, медикаментов и материалов. В результате увеличилась заболеваемость заключённых и как следствие этого – смертность. По неполным данным, на 1 января 1941 г. (т.е. всего семь месяцев существования лагеря) умерли 3586 заключенных. Но четвертом, шестом и восьмом отделениях 60-80% заключенных были больными или слабосильными. В декабре в 118-й колонне шестого отделения из 215 чел. заключённых в строю были только 42 чел.

28 декабре 1941 г. первый поезд пришел в Воркуту. Задача, поставленная перед железнодорожными Северным и Печорскими лагерями, была выполнена. 25 января 1942 г. приказом НКВД СССР №00185 Печорский железнодорожный лагерь был объединен с Заполярном лагерем. В соответствии с приказом главной задачей лагеря становится увеличение пропускной способности магистрали Кожва - Воркута и окончание работ ликвидированного Заполярлага. Он становится самым крупным лагерем из всех, дислоцированных на территории Коми АССР. В сентябре 1942 г. в его девяти лаготделениях насчитывалось более 50000 заключенных.

источник

Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: