Вторым городом нашей паломнической поездки (первый – г. Печора) был город Воркута.
Вдоль дороги даже не деревья, кустарниковые березки, без всякого движения воздуха наклоненные под 45 градусов, согнутые непрерывными ветрами… В самой середине лета под жарким солнцем местами лежит снег… 67-я параллель, вечная мерзлота.
В эти края можно попасть только по железной дороге. Сама дорога… Здесь каждый камень вопит об истории ее строительства. За Котласом, по преданию, количество погибших на ее строительстве считается так: под каждой шпалой лежит по два человека. С конца 30-х годов сюда сгоняли репрессированных в таком количестве, что примерно через год нужно было разукрупнять всю систему лагерей на территории Коми.
Воркута. Этот город за полярным кругом стал одним из символов советской эпохи. Сегодня важно понять, что нам нужно добиться осуждения не только сталинского периода, но всех преступлений советского режима, советского строя как такового. Нужно знать свою историю, видеть своими глазами, что еще возможно увидеть, чтобы избегать фантазий и идеологизированной мифологии, чтобы понимать, что стоит за фразеологией высоких трибун.
В городе есть единственный памятник, на котором табличка: Памяти жертв политических репрессий. Отмечено, правда, место, с которого начиналась Воркута: сюда выгрузили первую группу заключенных, они должны были на вечной мерзлоте оборудовать базу для дальнейшего построения шахт. Из нескольких сотен первую зиму пережило меньше 10 человек. Им поставили памятник (шар - земной шар) - как первым строителям будущей Воркуты. Но сейчас уже никто толком не помнит, кому и зачем этот памятник, его даже попытались снести. Но когда уже сломали стелу, председатель местного мемориала рассказал строителям, ломавшим памятник, его историю - это их остановило. Мемориальную доску с памятника своими силами принесли в городской музей школьники...
От лагерей на сегодняшней день действительно не осталось ничего – все было старательно уничтожено, сровнено с землей. Но земля не все принимает, возвращает людям назад их память. Например, сваи от бараков, которые вбивали в землю и которые вечная мерзлота за несколько лет вытолкнула назад. По ним можно увидеть планировку лагеря.
Мы посетили кладбище, на котором похоронены восставшие в лагере. Когда в 1953 году после смерти Сталина все ожидали амнистий, а получили их только уголовники, политические заключенные, поняв, что им надеяться не на что, по всей стране стали поднимать восстания. Иногда им удавалось неделями удерживать лагерь в своих руках, но заканчивалось все одинаково…
Нам удалось встретиться и поговорить с Галиной Ивановной Даль, чуть ли не единственной бывшей заключенной, живущей сегодня в Воркуте.
Галина Ивановна Даль попала в Воркуту, когда ей не было еще 20-ти лет. Ее отца-немца репрессировали еще до войны, поэтому их с матерью выселили из Москвы. Они переехали на Украину, где их застала война. Во время оккупации она, чтобы прокормить себя и родных, переводила немцам, поскольку прекрасно знала немецкий язык. Сразу после освобождения Украины Галину сослали в Воркуту. Обладая сильным характером, не боясь лагерного начальства, которое она презирала за неграмотность, она выбивала своей рабочей бригаде более человеческие условия работы. Например, когда им строили нары, она сама инспектировала строительство и требовала сделать бортики и лестницы на второй ярус, мотивируя это ответственностью охраны за заключенных: дескать, они – рабочая сила, а с охраны спросится, если они не смогут работать, например, упав и повредившись.
После освобождения она осталась жить в Воркуте. Мы провели у нее не один час. Конечно, говорить ей трудновато, речь немного путается, периодически она пытается перейти на немецкий, но, не находя собеседника, огорчается и сбивается. Удивительно, что у нее нет ожесточения, она очень мало заботится о себе, даже на бытовом уровне кране непритязательна. Может за целый день вообще не вспомнить поесть. Единственная книга, которую она сейчас читает, это Библия. Говорит, что церкви никогда не верила, но в Бога верила и молилась всегда – и в лагере, тихонько, на нарах. Вспоминает, что верующие в лагере были примером сохранения человеческого облика в нечеловеческих условиях. Она постоянно говорила о том, насколько она благодарна за свою жизнь. Где, говорит, еще я могла бы познакомиться и пообщаться с таким количеством образованнейших интереснейших людей? Весь цвет в это время сидел, самые культурные люди встречались друг с другом в Воркуте…
К чему все это привело, сегодня хорошо видно. Последствия антропологической катастрофы мы переживаем на собственной шкуре. Но пока мы помним, надежда на возрождение народа, на возрождение культуры, в конце концов, на то, что мы просто выживем, – остается.
Кирилл Мозгов
Братство во имя новомучеников и исповедников Российских
2010 г.