В 40—50-х годах прошлого века никто не знал Караганды — знали Долинку. Долинка — столица КарЛАГа.
Территория Карлага (300 км в длину и около 200 км в ширину) — это режимная территория, на которой не действовали законы СССР, а действовал устав постовой и караульной службы. Человек, находящийся на этой территории, так или иначе, относился к Карлагу и мог иметь три статуса: либо охранник, либо заключенный, либо вольнонаемный.
Человек, родившийся и выросший в условиях Карлага, не знал другой жизни и считал эти условия нормальными. Но это не так! Ненормально родиться в условиях тюрьмы.
У людей, у которых срок закончился, не было особенных вариантов дальнейшей жизни и они оставались здесь же в Долинке. Их дети ходили в те же школы, в которые ходили дети охранников. Преподаватели были из заключенных и вольнонаемных. В больнице врачами и пациентами были и ЗК, и «вольняшки», и охранники. В таких условиях человек теряет свою идентичность с человеком, так как теряет понимание достоинства другого человека, а значит и своего достоинства. Если у человека нет достоинства — он ничего не стоит. С нечеловеком можно поступать нечеловечески. Это и есть то самое страшное, что происходило в Карлаге — уничтожение человеческого достоинства.
Спустя почти полвека плоды жизни прп. Севастиана Карагандинского видны в Караганде.
Спустя почти полвека плоды потери этого достоинства видны в нас.
Моя мама, Винникова Ирина Теодоровна, родилась в Караганде в 1948 году. Ее родила моя бабушка, Винникова Прасковья Степановна, которая жила в Карлаге в одном из трех статусов: з\к, вольнонаемная, охранник. Мои родители, о которых я говорил выше, не могли не впитать в себя эту потерю человеческого достоинства. Не могли не передать мне эту склонность к умолчанию и компромиссу со своей совестью. Это обязательно происходит, на каком-то невербальном даже уровне, но происходит. Это еще не все. Я детям своим это недостоинство тоже передам в наследство. Может быть, меньшее чем, у бабушки, матери и меня, но передам. Плохо.
Здесь можно провести черту. Да, я такой и честно себе в этом признаюсь. Это уже много, но думаю, что недостаточно.
Достоинство надо возвращать. Недостоинство передается по наследству и достоинство также. Надо вернуть достоинство нашим предкам и тогда вернется наше достоинство. А возвращение нашего достоинства — это изменение нашей нынешней жизни, это возможность прожить другую жизнь, более ценную. Это возможность приносить другие плоды жизни.
Дмитрий Каштанов
Свято-Екатерининское малое православное братство
2010 г.