Преображенское содружество малых православных братств

Места

Лагерь

Место расстрелов

Место захоронений

Памятник

Музей

Тюрьма

Печора

Летом 1940 года, в связи со строительством Северо-Печорской железной дороги (1937—1942), в районе нынешнего депо и вокзала железнодорожной станции Печора начал работу строительный отряд, состоящий в основном из заключённых ГУЛАГа.

Первые временные жилища (землянки и бараки) стали называть посёлком железнодорожной станции Печора.

Читать далее Подробнее

Свидетельства

Город на костях

Первого июля мы сели в поезд Москва – Воркута. Первым городом нашей паломнической поездки, как обычно, нацеленной, прежде всего, на общение с людьми, стал город Печора.

Когда в 1949 году ж/д станцию Печора соединили с портом на реке Печора, возник город Печора. Но советские лагеря там начали открывать еще в 30-е годы. Как и многие города севера, ставшие городами при советской власти, он буквально стоит на костях.

Читать далее Подробнее

Публикации

Из истории Северо-Печорского железнодорожного лагеря

Точкой отсчета в истории Северо-Печорской (первоначально Ухто-Печорской, затем – Северо-Печорской, а с 1946 г. – Печорской) железнодорожной магистрали необходимо считать 27 октября 1937 г. когда было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б). Железная дорога имела протяженность 1560 км. и должна была введена в эксплуатацию в сентябре 1945г. Главной отличительной особенностью ее строительства является то, что изыскания, проектирование и строительство трассы проходило одновременно.

Читать далее Подробнее

Из Л.Разгон "Плен в своем Отечестве"

Так было у нас (в Устьвымлаге – ред.). А теперь рассмотрим и попробуем прокомментировать документы, относящиеся к другому лагерю.

Период тот же самый: первые месяцы войны — половина сорок первого и весна сорок второго года. Собственно, речь идет не об одном, а о двух лагерях — Северо‑Печорском и Заполярном. Оба они относятся к одной системе — подчинены ГУЛЖДС НКВД. Аббревиатура расшифровывается так: Главное Управление Лагерей Железнодорожного Строительства. Ну, а НКВД в расшифровке не нуждается. Лагерь довольно старый, существует с тридцать седьмого года и занят важнейшим делом — строит железную дорогу от Котласа до Воркуты.

Читать далее Подробнее

Из Н.А.Морозов "ГУЛАГ в Коми крае 1929-1956 гг."

Строительство 62,5-километровой трассы началось в ноябре-декабре 1944 г. Прямо скажем, не очень удачное время для суровых условий Заполярья. По нарядам ГУЛАГа в декабре 1944 - январе 1945 гг. прибыли этапами 7518 заключенных (4702 мужчин и 2816 женщин) - в дополнение к 2500 заключенным, уже работавшим здесь. Техническую базу строительства составляли 12 лошадей, три трактора, механическая мастерская, 6 автомашин и 10 палаток.

Из отчета политотдела лагеря в Коми обком ВКП(б) выясняются некоторые подробности о составе и состоянии рабочей силы строительства. Первая особенность - "очень много верующих-заключенных". Вторая - поступившие этапы прибыли издалека, люди были в пути 20-36 суток в плохо оборудованных вагонах. Поэтому еще в пути с этапов было снято 95 больных и 13 умерших.

Читать далее Подробнее

Приглашение к диалогу

Дорогие друзья, мы приглашаем вас продлить живую нить памяти, включившись в наш интерактивный проект "Карта памяти". Если вам довелось посетить это памятное место, если вас затронула какая-то из наших публикаций, если у вас есть новые фотографии, вы можете поместить ваши впечатления, размышления, свидетельства в этом разделе.

Связаться с нами можно через раздел контакты.

Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: