Преображенское содружество малых православных братств

Здесь бы в пору служить панихиду

Совершение молитвы по погибшим заключённым  на территории одного из бараков

Совершение молитвы по погибшим заключённым на территории одного из бараков

По дороге к месту расположения каторжного лагеря группа паломников православного братства во имя  свт.Тихона Задонского ( г.Воронеж) и оглашаемых Башкирии

По дороге к месту расположения каторжного лагеря группа паломников православного братства во имя свт.Тихона Задонского ( г.Воронеж) и оглашаемых Башкирии

Вид на шихан Торатау

Вид на шихан Торатау

Лестницы к предполагаемому мемориальному комплексу, посвящённому семи башкирским родам

Лестницы к предполагаемому мемориальному комплексу, посвящённому семи башкирским родам

о.Александр Сухов и группа паломников  служат литию по погибшим в годы репрессий на месте одного из бараков

о.Александр Сухов и группа паломников служат литию по погибшим в годы репрессий на месте одного из бараков

Каторжный лагерь располагался у подножия горы Торатау. Интерес к этому месту возник в прошлом году в начале лета, когда у горы проходил республиканский праздник Сабантуй – 2010 (праздник плуга), традиционно это земледельческий праздник, проходящий после весеннего сева. Ожидались большие представительные гости и участники 3-го Всемирного Курултая (собрания) башкир. Акцент на празднике был сделан на раскрытии исторического прошлого башкирского народа.

По преданию в далёком прошлом здесь проходили народные собрания вождей башкирских племён.  Но мало кто знает другую, недавнюю мрачную историю этих мест. А кто знает, старается не вспоминать и не говорить об этом.

Информация о том, что здесь располагалось одно из отделений ГУЛАГа, подтвердилась на этом празднике  в разговоре с сотрудниками выставочного зала  г.Ишимбая.  Выяснилось, что эта территория относится к Ишимбайскому р-ну, что позволило в дальнейшем расширить границу поиска сведений. В тот день сами развалины лагеря мы не увидели. Потом, спустя год местные жители нам рассказали о том, что перед  праздником городские  власти пытались снести бульдозером  остатки зданий, так не радостно напоминающих о недавнем прошлом. Усилия их были тщётны, здания в те времена строили прочно и надолго. Поэтому  решено было в день праздника замаскировать все постройки защитной сеткой.

Удивил и возмутил размах празднеств. Здесь бы в пору служить панихиду по погибшим. А вместо этого решено возвести мемориальный комплекс  башкирским племенам, как символ единства  народа. Для этих целей проложили  дорогу, в день праздника осуществили закладку  камня на месте будущего памятника. В планах правительства намечалось  сделать  праздник в этих местах ежегодным, с обустройством туристического  комплекса. Своеобразный «пир во время чумы».

Прошёл год.  Благодаря нашим поискам мы познакомились с людьми, которым тема лагерей не безразлична. Появились новые сведения,  понемногу открывающие размах существования целой системы лагерей на этом месте в период с 1948-1955 года. Основным объектом ГУЛАГа  было   строительство секретного  Комбината № 18 (ныне нефтеперерабатывающий завод «Салаватнефтеоргсинтез»). Для этих целей решением Совета Министров СССР в январе 1948г. утверждена площадка под строительство предприятия. А ранее правительством страны в 1947 году принято решение о перебазировании объекта из республики Хакасии, города Черногорска в Башкирию, в г. Ишимбай. Тем и объясняется присутствие на территории нашей республики  Хакасского ИТЛ,  который  за всё время существования трижды менял своё обозначение. Сначала как Хакасский ИТЛ УИТЛК УМВД по Красноярскому краю (25.07.1947 – 21.04.1948), потом реорганизован в Строительство 18 и ИТЛ ( 08.01.49- 14.05.53) и переименован в Хакасский ИТЛ (14.05.53- 28.06.55). Численность лагерей постоянно менялась, доходила до 30-ти тыс.чел.

Спецлагерь 0016 каторжного режима находился в стороне от основных лагерей у горы Торатау . Добывали там известняк для строительства комбината. Условия были ужасные: заключённые ходили под конвоем на работу в кандалах и никогда их не снимали, суточная норма- 400гр. хлеба и 2 раза в сутки  кипяток. Сведения о том, кто здесь отбывал наказание, разные. В  опубликованных материалах говорится, что сидели особо опасные преступники, рецидивисты, власовцы и проштрафившиеся заключённые из ближних лагерей общего режима. Численность составляла около 3-х тыс. человек. Из-за вредного производства и тяжёлых условий существования, в лагере каждый день кого-нибудь хоронили. Кстати,  говоря о составе заключённых, под категорию особо опасных можно было в то время отнести политических, осуждённых по 58 ст.,  предателей родины, отбывающих наказание после возвращения из германского плена и др. К сожалению, сейчас  в связи с умалчиванием в нашем регионе  информации о судьбах заключённых  ГУЛАГа, трудно выявить личные данные пострадавших в годы репрессий.

Но есть и находки. Бирукова Евгения Николаевна (1899- 1987), советская писательница, переводчица. Во время Великой Отечественной войны была арестована и осуждена на 5 лет лагерей за высказывания об угнетении церкви в стране. Отбывала наказание в г.Ишимбае в Башкирии. В мемуарной повести «Душа комнаты» кратко  упоминает о жизни в лагере в Башкирии. В последние годы жизни совместно с братом И.Н. Бируковым перевела Псалтирь с церковнославянского языка на современный русский. Евгения Николаевна, видимо,  работала на строительстве №18.

Осуществляя поиски сведений о лагерях, часто сталкиваемся с безразличием, холодностью и оправданием той безжалостной эпохи. При этом люди как бы забывают,  сколько погублено жизней, разбито человеческих судеб. Когда ради нужд  страны личность ни во что не ставилась.

Тема покаяния и ответственности каждого человека сегодня  за историческое прошлое, за  годы репрессий поднималась во время приезда паломников из братства во имя свт.Тихона Задонского из Воронежа. Братья и сёстры (Воронеж) вместе с о.Александром Суховым  (посёлок Красноусольский) и группой оглашаемых из Башкирии (Уфа, Стерлитамак) посетили место, где находился каторжный лагерь. После осмотра сохранившихся бараков была кратко отслужена лития по усопшим. О.Александр дал интервью братству, где рассказал о своём отношении к  ГУЛАГу.

Ольга Литвиненко

Свято-Екатерининской малое православное братство, г. Екатеринбург

2011 г.

Система Orphus rss + e-mail Обновления сайта

rss RSS-лента обновлений сайта

rss RSS-лента раздела Афиша

e-mail E-mail подписка: